Полость рта - зеркало всего организма

О лечении заболеваний cлизистой оболочки полости рта - Маргарита Зырянова, врач-пародонтолог Центра Эстетической Стоматологии «Денталия»

Говорят, глаза — зеркало души, а китайцы же называют рот зеркалом человеческого организма. Чтобы не пропустить начало серьезного заболевания, необходимо периодически обращать внимание на то, что происходит во рту. Конечно, самостоятельно поставить точный диагноз по состоянию десен, зубов, языка и слизистых довольно сложно, но вполне реально догадаться, стоит ли обращаться за помощью к врачу. Выявлением и лечением заболеваний слизистой оболочки полости рта занимается врач-пародонтолог. Это очень важное направление стоматологии. Часто именно пародонтолог может предположить по изменениям в полости рта наличие какого-либо заболевания внутренних органов.

Когда нужно обратиться к стоматологу?

При изменении цвета эмали

— При железо-дефицитной анемии эмаль зубов теряет естественный блеск, может измениться цвет (от серого до коричнево-черного).

Если обильное питье и регулярная чистка зубов не избавляют от неприятного запаха - это повод увидеться со стоматологом. Причиной неприятного запаха может быть воспалительное заболевание в полости рта, которое вы не замечаете, либо проблемы с желудочно-кишечным трактом.

По характеру налета на зубах можно предположить наличие паразитарных инвазий, таких как аскаридоз, лямблиоз.

Кровоточивость десен может быть свидетельством воспалительного процесса. Десны пронизаны многочисленными кровеносными сосудами, а кровь, как известно, основной транспортер полезных и вредных веществ. Вот почему при заболеваниях десен почти в два раза повышается риск развития желудочно-кишечных заболеваний, болезни сердца и сосудов. Так что не откладывайте визит к стоматологу. Кровоточивость десен также может свидетельствовать о развитии диабета. Кроме того, она является побочным симптомом многих заболеваний эндокринной системы.

Сухость во рту может развиться в результате целого ряда местных и общих заболеваний. К местным причинам относятся: заболевания, при которых возникает снижение выработки слюны, закупорка слюнным камнем протока железы или сдавливание его опухолью. Общими причинами являются острые инфекционные заболевания, авитаминозы А, В, Е и повышенная функция щитовидной железы. Кроме того, причиной сухости во рту могут быть расстройства центральной нервной системы.

Синюшный оттенок языка может свидетельствовать о сердечно-сосудистой недостаточности. Кроме того, при заболеваниях печени часто наблюдается чрезмерное скопление крови в языке, его распухание и, как следствие, посинение. Если синюшный оттенок наблюдается по всей его поверхности, это может свидетельствовать о различных онкологических заболеваниях. Установить истинную причину синюшного налета на языке можно только после комплексного обследования у стоматолога, гастроэнтеролога и онколога.

При появлении налета на языке

— Белый, легко снимающийся налет творожистой консистенции часто свидетельствует о наличии кандидоза (молочницы). Грибки Candida являются нормальными обитателями кожи и слизистых оболочек человека в течение всей жизни. Но при благоприятных условиях (ослабление иммунитета, тяжелые заболевания, прием некоторых лекарств) они начинают усиленно размножаться и приобретают болезнетворные свойства. Слизистая оболочка языка во многом напоминает слизистую оболочку влагалища. Поэтому вагинальный кандидоз сразу же отражается на языке и наоборот. Если белый налет сопровождается металлическим привкусом во рту и сухостью языка — это сигнал о начинающемся гастрите.

Желтый налет, который не исчезает в течение 5 суток, указывает на болезни печени, поджелудочной железы или желчного пузыря (гепатит, острый панкреатит, холецистит). При нарушении работы печени, поджелудочной железы или желчного пузыря в крови повышается содержание желчного пигмента (билирубина).

Если коричневый налет не исчезает более 5 дней, — это может свидетельствовать о заболеваниях кишечника, таких как: дисбактериоз, энтероколит или дуоденит. Нарушение двигательной функции кишечника, выделения кишечного сока и изменение микрофлоры отражаются на слизистых оболочках (в том числе и на языке) в виде коричневого налета.

Состояние полости рта - это важно!

— Внешне все выглядит вроде бы безобидно — белые пятна или полосы, язвы, незаживающие эрозии на слизистой оболочке полости рта могут быть начальной стадией предраковых заболеваний. Пациенты, как правило, не испытывают неприятных ощущений. Позднее, когда болезнь «запускается», появляются жжение, пощипывание, сухость во рту, извращение вкуса. Если тянуть с походом к доктору и лечением — болезнь может перейти в злокачественную форму.

И это лишь небольшой перечень заболеваний, на которые обратит внимание опытный врач-пародонтолог. В нашей клинике такие пациенты в обязательном порядке ставятся на диспансерный учет. Обследование, наблюдение и лечение проводятся с привлечением смежных специалистов: гастроэнтеролога, дерматолога, терапевта и т.д. И это единственный правильный подход, который помогает вовремя выявить тяжелые общесоматические осложнения.

Будьте здоровы, и пусть ваши улыбки будут красивыми!